Семинар собрал аудиторию из представителей Минекономики, Минэкологии, Минфина, научных учереждений, бизнес ассоциаций различных секторов экономики и крупнейших отраслевых предприятий, в т.ч. таких как: «Укрэнерго», «Укрзализныця», «Киевметрострой», «Киевгорстрой».
Принцип устойчивых государственных закупок (УГЗ) предусматривают баланс трех ключевых аспектов – экономических, социальных и экологических для осуществления более эффективных закупок в государственном секторе экономики. На основе принципа УГЗ достигается значительная экономия бюджетных средств, энергетических и природных ресурсов, сокращение количества отходов, снижение загрязнения воды и атмосферного воздуха, достижение высоких социальных стандартов.
Во время семинара-тренинга участники ознакомились с принципами новой для Украины закупочной политики УГЗ в соответствии с законодательством ЕС и лучшими международными практиками, внедрение которых на национальном уровне запланировано с 2015 года.
Экспертами проекта также был представлен обзор международного опыта, состоялось обсуждение основных этапов реализации проекта, в частности: обзор национального законодательства и определения приоритетных отраслей Украины для анализа готовности рынка к внедрению УГЗ.
Для анализа готовности рынка по внедрению УГЗ экспертами проекта было проведено анкетирование участников семинара – учреждений и предприятий бюджетной сферы. Анкетирование проходило на основе критериев приоритезации и методических рекомендаций ЮНЕП. Разделы анкеты охватывали все стадии процесса закупок: нормативно-правовой базы, существующего потенциала и тенденций в политике закупок и определение государственных закупок на предмет их устойчивости. В качестве приоритезированных отраслей, проект рассматривает энергетику, химическую и металлургическую промышленность, строительство и производство стройматериалов, сельское хозяйство и продукты питания.
Участники семинара заявили о готовности и необходимости внедрения подхода УГЗ в Украине, приняли активное участие в обсуждении результатов исследования проекта относительно приоритезации групп продукции и анализа готовности рынка. В процессе дискуссий, представители некоторых предприятий отметили, что в условиях государственного регулирования тарифов на отдельные группы товаров и услуг приоритизированных отраслей, осуществить УГЗ на практике очень сложно из-за ограниченного финансирования. По итогам семинара была выявлена потребность в пересмотре государственной политики регулирования цен на национальном уровне в разрезе внедрения УГЗ подхода.
Фарид Якер, руководитель отдела по устойчивым государственным закупкам (УГЗ) Департамента ЮНЕП по вопросам технологий, промышленности и экономики, Париж (Франция) в своем докладе отметил: «Потребители, в том числе и государственные заказчики, должны осознавать последствия относительно влияния закупок товаров, услуг, работ на окружающую среду и социальную сферу на всех стадиях ее жизненного цикла! Кроме этого, отдавая предпочтение тому или иному товару, нужно ориентироваться на соотношение цены и качества. Какова же реальная стоимость приобретения и стоимость последующего использования продукции? При планировании госзакупок необходимо учитывать расходы организации связанные с эксплуатацией, техническим обслуживанием и утилизацией закупаемой продукции. Не стоит забывать о затратах, понесенных обществом в целом, в том числе внешних отрицательных факторов, таких как эмиссии парниковых газов, воздействие на здоровье человека или внешних положительных, например, использование инновационных технологий.
Ванда Барановская, национальный координатор проекта «Внедрение устойчивых государственных закупок в Украине» EaP GREEN: «Действующая правовая база Украины поддерживает перспективы внедрения УГЗ, имеет предпосылки для внедрения данного подхода и предоставляет возможность заказчикам уже сейчас включать в технические спецификации экологические требования к предмету закупок, руководствуясь, в том числе добровольными сертифицированными системами и программой экологической маркировки в соответствии с Техническим регламентом по экологической маркировке, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18.05.2011 № 529. Такая политика является первой ступенью к улучшению экологических характеристик отечественной продукции на всех этапах жизненного цикла, в т.ч. и на пути ее продвижения на мировые рынки. Однако, основным барьером к применению составляющих УГЗ на сегодняшний день является ограниченная возможность принимать дополнительные критерии к квалификационным требованиям участника торгов относительно экологических и социальных аспектов. Для усиления потенциала внедрения УГЗ в Украине необходима политическая воля, а именно: некоторые изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок», разработка критериев устойчивости на приоритетные группы продукции, которые заказчики смогут включать в конкурсную документацию. Внедрению и развитию УГЗ поспособствует обучение и информирование всех заинтересованных сторон, а также партнерство государства с потенциальными поставщиками, продавцами товаров (услуг, работ)».
Светлана Берзина, ключевой эксперт проекта «Внедрение устойчивых государственных закупок в Украине» EaP GREEN, в свою очередь отметила: «Опыт стран ЕС свидетельствует о том, что внедрение государственной политики устойчивого развития требует координации усилий не только органов исполнительной власти, но и широкого круга общественных организаций, «зеленого бизнеса», экспертов и средств массовой информации. Проектом EaP GREEN предусмотрено исследование оценки возможностей рынка Украины по внедрению устойчивых государственных закупок и подготовки предложений к разработке национального плана действий по данному направлению».