23.11.2015

Еще совсем недавно люди гордились своими победами над природой. В советское время широко цитировался выражение Мичурина: «Мы не можем ждать милости природы. Взять ее у нее - наша задача». Ресурсы Земли казались неисчерпаемыми, а тысячи связей, которыми человек связан с природой, считались несущественными. И вот перед поколением наших современников появилась новая проблема – переосмыслить отношение к природной среде, которое складывалось на протяжении веков.

Оказалось, что наша планета не столь велика и богата, чтобы можно было не учитывать и не щадить ее запасы. Население планеты уже превысило 6 млрд. человек. За последние 10 лет площадь тропических лесов сократились более чем на 100 млн. Га. Запасы нефти сократились на 30 млрд. Т., Из них 20 млрд. т. ее сгорело в двигателях легковых автомобилей. Интенсивное развитие промышленности, коммунального и сельского хозяйства вызывает значительный рост потребления чистой питьевой и технической воды, приводит к увеличению количества загрязненных различными примесями сточных вод (32 млрд. м3 неочищенных сточных вод).

Экологическое образование и воспитание на пороге 3-го тысячелетия стало необходимой составляющей гармоничного, экологически безопасного развития. Экологическое образование, воспитание, информирование и содействие ресурсоэффективному и экологически дружественному потреблению определены в программных документах Всемирного саммита ООН, посвященного проблемам развития человечества, одними из важнейших и необходимых средств осуществления перехода к гармоничному и устойчивому развитию всех стран мира. Это положение подчеркивается и в последних международных документах, в том числе международных конвенциях, ратифицированных Украиной.

Организация системы экологизации образования в Украине нуждается в коренных изменениях. Несмотря на то, что в Стратегии экологической политики до 2020 года проблемы экологического образования и воспитания четко определены, как и пути их решения, а Цель № 1 сформулирована, как «Повышение уровня общественного экологического сознания», - к сожалению, на практике с 2011 года ни один проект в этой сфере не получил бюджетной поддержки.

Представленный на пресс-конференции экологический проект «Уроки по охране окружающей среды» для учащихся средних классов, внедряется по инициативе и финансовой поддержке общественного объединения «Зеленый центр «Метинвест» в партнерстве с Всеукраинской общественной организацией «Живая планета», демонстрирует свою актуальность и уникальность. Проект направлен на повышение уровня экологических знаний и навыков учащихся средних классов. Главная цель проекта – мотивировать подрастающее поколение к разумному и бережному отношению к окружающей среде, беречь ресурсы и применять модель экологически дружественного потребления. Уникальность проекта заключается в его многокомпонентности и инновационных педагогических подходах. Проект основывается на интерактивной и преимущественно игровой форме подачи информации, предусматривает практическое участие школьников в решении тех или иных экологических проблем на региональном уровне. В рамках проекта издана книга-методическое пособие для учащихся, разработан план занятий с детьми в кружках и методические рекомендации учителям для интересной и доступной форме подачи материалов проекта.

Сергей Магера, координатор Общественного союза «Зеленый центр« Метинвест»:

«Общественный союз «Зеленый центр Метинвест» системно работает над популяризацией экологических знаний среди школьной молодежи. В 2014 году организация ввела уникальный учебно-воспитательный проект «Зеленый росток». В его рамках для более чем 100 учащихся общеобразовательных учреждений Мариуполя начались факультативные занятия по основам ботаники, охраны окружающей среды, флористики и ландшафтного дизайна.

Новый проект - учебное пособие для учеников средних классов общеобразовательных школ «Уроки по охране окружающей среды» вобрал в себя современные знания по экологии, ботаники и зоологии. В пособии собраны лучший отечественный за зарубежный опыт по рациональному потреблению природных ресурсов и сохранения биосферы ».

Светлана Берзина, президент Всеукраинской общественной организации «Живая планета»:

«Сейчас в Украине экологическая культура населения находится на низком уровне, в отличие от граждан западноевропейских стран, экономически развитых стран Азии, США, Канады. Только при условии непрерывности экологических - образования, воспитания и просвещения, мы сможем повысить экологическое сознание людей, впоследствии перейти к более конкретных мер и средств, обеспечив путь нашего государства к устойчивому развитию. Тогда и найдутся средства на современные методы защиты окружающей среды от техногенной нагрузки, а большинство экологических катастроф и проблем можно будет предусмотреть и ликвидировать еще до их возникновения, или на первой стадии развития ».

Наталья Пустовит, заведующий кафедрой методологии образования для устойчивого развития Государственной экологической академии последипломного образования и управления Минприроды Украины:

«Экологическое образование не должно останавливаться на стадии простой осведомленности, а выходить на сложные и вечно проблематичные процессы воспитания, целенаправленного формирования личности. Многое зависит от доступности и качества экологической информации, способов ее подачи и направления. Для формирования надлежащего уровня экологического сознания, человеку принципиально важно научиться мыслить с учетом ее генетической связи с миром. Экология является чем-то значительно большим, чем дисциплина. Поэтому, экологизация образования является не просто заботой о внедрении предмета «экология», но и она должна быть гарантией адекватного развития и социализации личности, а не только набора определенного объема знаний. Социализация требует поиска мест пересечения социальных, природных и духовных факторов в современном человеческой жизни. Поэтому важную роль в сотрудничестве с государственными органами и учебными заведениями в решении экологических проблем, играют неправительственные организации. Эта практика вполне присуща странам Центральной и Восточной Европы. Работа украинских экологических неправительственных организаций, в частности которую демонстрирует «Живая планета» уже более 10 лет и Зеленый центр «Метинвест», направленная на расширение природоохранной деятельности в обществе, на осознание и активное решение общественностью проблем окружающей среды ».

Светлана Фицайло, представитель Департамента общего среднего и дошкольного образования Минобразования Украины:

«Хочу отметить, что этот проект – очень важная цепочка в развитии ответственного, образованного общества в Украине. Это важный вклад в молодое поколение, для сохранения нашего будущего, и Министерство образования всячески поддерживает подобные полезные инициативы. Это учебное пособие, которое мы представляем сегодня – уникальное издание, которое принесет экологическую грамотность во все уголки нашего государства. Благодаря руководству и участию в проекте «Уроки по охране окружающей среды», дети узнают, зачем бережно относиться к ресурсам планеты, как экономить энергию, тепло, воду, каким образом решать проблему мусора, научатся практическим навыкам охраны дикой природы, в частности, изготовлению искусственных гнездовий для десятков видов животных (птиц, летучих мышей, pыб, насекомых), выращиванию первоцветов и различных лекарственных трав, расчищению ручьев, правильной высадки деревьев, организации экологических троп, укреплению оврагов и многое-многое другое.»

Книга "Уроки по охране окружающей среды"

Приложения к книге:

  • Дневник экономии
  • Кормушка
  • Наклейки
  • Выкройка сумки
  • Буклет "Памятка потребителю"